Советы родителям
Введение
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительногоотношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уваженияк труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
1. Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнатеилинаучасткеипособственной инициативеустранятьего.Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита-ния бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работулучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен наудовлетворениеэстетическихпотребностейчеловека.Этотрудпоизготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:труд по уборке помещения;мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка - заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие,развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении
порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.
Практикапоказывает,что кстаршемудошкольномувозрастуу некоторых детей пропадает интерес к этому видутруда. Причина заключается в том, что ребенокужеовладелнеобходимыми навыками.Дети выполняют все,чтоотних требуется: моют игрушки,убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширениякруга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Хозяйственно-бытовой труд: Задачи и содержание работы по группам
Первая младшая группа
|
|
Вторая младшая группа
|
|
Средняя группа
|
|
Старшая группа
|
|
Подготовительная группа
|
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Заключение
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детскоготруда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями длярешениявоспитательныхзадач,чтопозволяетподдерживатьудетей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительнуюатмосферу.Правильноорганизовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
https://cloud.mail.ru/public/C5UC/fWj29CLjj
https://cloud.mail.ru/public/Cjig/iDXMV7FTw
https://cloud.mail.ru/public/JGQo/1ioBES8Gs
https://cloud.mail.ru/public/EhbL/mzmPuBuW8
https://cloud.mail.ru/public/G4Qx/NB1EUD6Nz
https://cloud.mail.ru/public/CPLg/773VkSV5A
https://cloud.mail.ru/public/Kgmr/D8WE4Ge6z
Известно, что для успешной адаптации к детскому саду ребенок должен быть к нему готов. Давайте разберемся, что же входит в эту готовность и как помочь ребенку подготовиться к садику.
Опыт пребывания в новых ситуациях
Детям, которые уже оказывались в новой обстановке, в саду адаптироваться проще. Если же ваш малыш почти постоянно находится в одной и той же привычной обстановке, детский сад резко изменит знакомый образ жизни, и уровень стресса будет выше.
Если ваш ребенок растет в стабильной и редко меняющейся обстановке, при подготовке к саду вы можете:
- Дать ребенку больше времени на знакомство с садом. (Рассмотрите здание сада снаружи, погуляйте вокруг, понаблюдайте за детьми на прогулке.)
- Поискать возможность сменить привычную обстановку: сходите в гости, на детский праздник, на новую детскую площадку. При этом не торопите ребенка. Может быть, в первый раз он просто понаблюдает за происходящим.
Опыт общения с посторонними взрослыми
Если практически всё время ребенок проводил исключительно с мамой, остаться с воспитателем ему будет гораздо сложнее. Ребенок, которого иногда оставляют с другими взрослыми – папой, бабушкой, дедушкой, другими родственниками – в большей степени готов принять нового взрослого.
Если у вашего ребенка мало опыта общения с другими взрослыми, вы можете:
- Попробовать ненадолго оставлять ребенка с кем-то из членов семьи. При этом важно предупредить ребенка заранее, но не уговаривать, а в мягкой и доброжелательной
форме поставить перед фактом: «Завтра я пойду в магазин, а с тобой в это время останется бабушка».
- Понемногу знакомить с новыми взрослыми: ходить в гости, в группы развития и т.д. Можно сначала приглашать их к себе домой, а потом уже общаться на новой территории.
Опыт расставания с близкими
Были ли в жизни ребенка от 7–8 месяцев до недавнего прошлого какие-то расставания с близкими, которые он перенес крайне болезненно? Переживал ли он неожиданные разлуки, о которых не получилось предупредить заблаговременною. Даже если у ребенка не сохранилось осознанных воспоминаний, новое расставание может пробудить те сильные чувства, которые он когда-то испытывал.
Если у вашего ребенка в прошлом были какие-то болезненные переживания, связанные с расставаниями, особенно неожиданными, вы можете:
- Постараться максимально создать ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира. Предупреждайте его обо всех предстоящих событиях: если вы уходите, если приходит новый человек, если что-то изменится в режиме дня – обо всем этом важно сказать ребенку заранее.
- Для ощущения стабильности в этом возрасте очень важны привычные ритуалы – то есть регулярно повторяющиеся действия. Скажем, каждый вечер ребенок укладывается спать, и каждый вечер мама купает его, потом читает ему сказку, потом целует на ночь. Понаблюдайте, есть ли такие привычные ритуалы в жизни ребенка, и если у вас всё в семье спонтанно, можно подумать, в каких ситуациях их стоит ввести.
- Обращайте особое внимание на эмоциональный и физический контакт с ребенком: обнимайте его, гладьте перед сном, говорите: «Я так тебя люблю, ты мой любимый сыночек».
Игра в жизни ребенка
Умеет ли ребенок играть? Может ли ребенок самостоятельно себя занять или он постоянно нуждается в компании взрослого? У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает проще.
Если ваш ребенок не играет самостоятельно, вы можете:
- Показывать ребенку, как играть с кубиками, машинками, куклами, пирамидками, и ненадолго оставлять его играть самостоятельно.
- Учить его придумывать игры самостоятельно. Спросите его: «Во что мы будем играть?» и играйте вместе в то, что он придумывает.
- Если обычно вы находитесь рядом, постепенно увеличивайте время, когда ребенок занимает себя сам. Возможно, вы начнете с 5–10 минут.
Навыки самообслуживания
Может ли ребенок себя обслужить? Умеет ли он сам есть, одеваться, проситься в туалет? Составьте для себя примерный перечень навыков, которым вам необходимо научить ребенка перед садом, и определите, в какой последовательности вы будете это делать.
Подберите ребенку для сада такую одежду, чтобы он мог ее самостоятельно снимать и надевать. Желательно, чтобы на ней не было сложных застежек или завязок.
Тапочки на липучках для малыша предпочтительнее, чем на шнурках.
Режим дня
Сравните режим сада с вашим привычным ритмом жизни. В идеальном варианте хорошо бы заранее приучить ребенка к режиму детского сада.
Один из наиболее проблемных моментов – это количество сна. Часто бывает, что, собираясь в сад, мы поднимаем малыша раньше, но укладываем по-прежнему, и он не высыпается.
В детском саду обязательным является тихий час. Если ваш малыш днем не спит или же время его дневного сна сильно отличается от садовского, важно начать вводить в ваш режим дня небольшой послеобеденный отдых.
Возможно, у вас в семье есть какие-то привычные ритуалы или действия, от которых вы планируете постепенно отказаться (например, ваш ребенок еще на грудном вскармливании). Казалось бы, проще всего произвести революцию: и в сад отдать, и от груди отлучить заодно. Однако это не так: когда ребенок сталкивается с несколькими переменами сразу, уровень стресса при этом существенно повышается.
Поэтому лучше решать эти задачи постепенно.
Не нужно объяснять ребенку, что все нововведения предназначены для подготовки к саду: «Вот пойдешь в сад, а там…». Ребенок идет в сад, потому что он растет, становится большим. Так что лучше объяснять все изменения именно тем, что ребенок растет: «Теперь ты уже большой и можешь пить из чашки, а не из бутылочки».
Наши слова оказывают большое влияние на то, какой образ детского сада сложится у ребенка, как он будет настраиваться и привыкать. Давайте посмотрим на самые распространенные фразы, которые чаще всего мы произносим, и подумаем, как они влияют на детей.
«Детский сад – это твоя работа»
Часто, стремясь объяснить ребенку, что детский сад – это его обязанность, мы сравниваем его с работой: «Папа ходит на работу, и мама тоже, вот и тебе тоже нужно». При этом детский сад кажется каким-то унылым учреждением, которое посещают только из чувства долга.
Конечно, важно объяснить необходимость посещения сада. Самый простой вариант такой: ребенок идет в сад, потому что он большой! Он растет, у него появляются новые возможности и обязанности – ведь малыши в садик не ходят!
«Ну что, пойдешь завтра в сад?» или «Хочешь в сад?»
Конечно, нам хочется заручиться согласием ребенка. Но, задавая такой вопрос, мы невольно подразумеваем, что посещение сада – это вопрос личного выбора: хочу – хожу, не хочу – не хожу. В разговорах про садик лучше избегать любой неопределенности. Также не нужно спрашивать у ребенка разрешения: «Можно мама пойдет на работу?».
Лучше говорить о предстоящем походе в сад в спокойной утвердительной форме, как о чем-то, что не обсуждается: «Завтра мы собираемся в сад. Пойдем выберем, какое платье ты наденешь».
«Вот посмотри, на площадке никого из детей нет – все в саду!»
Порой, стремясь помочь ребенку привыкнуть к саду, мы начинаем вести с ним разъяснительные беседы. При этом совсем непонятно, какого результата мы ожидаем. Неужели здравомыслящий человек трех лет от роду, выслушав наши разумные аргументы, в один прекрасный момент, когда мы будем особенно убедительны, скажет: «Да, мама, ты права. Завтра я намерен пойти в сад»? Излишние уговоры и объяснения могут оказать воздействие, прямо противоположное ожидаемому: ребенку становится понятно, что тема садика является для взрослых крайне важной и эмоционально нагруженной, что никоим образом не способствует желанию ходить в сад.
Также не нужно приводить в пример других детей: «Вот посмотри на Катю, какая молодец, не плачет!».
«Будешь плохо себя вести – пойдешь в сад!»
Если вы хотите, чтобы ребенок относился к пребыванию в детском учреждении положительно, ни в коем случае нельзя использовать сад как меру наказания, пугать ребенка садом или угрожать им.
Порой родители используют финансовые аргументы: «Я не смогу пойти на работу и не куплю тебе куклу!» или даже «Нам нечего будет кушать!». Трехлетнему ребенку понять такие денежные доводы довольно сложно, однако он прекрасно «считывает» ощущение тревоги и даже опасности, связанное с темой детского сада.
«Скоро в сад, там очень весело и много друзей!»
- настраиваем мы малыша. И он приходит в сад, полный самых радужных ожиданий, и неожиданно обнаруживается, что далеко не всё там весело, приходится слушаться воспитателя, делиться игрушками, да и другие дети почему-то не торопятся с ним дружить.
Конечно, не нужно рассказывать ребенку, что в саду сплошная грусть и печаль. Но и создавать у него нереалистических ожиданий не стоит.
«А Сережа у нас сегодня опять плакал в саду…»
Категорически не следует обсуждать вопросы адаптации ребенка в его присутствии с кем бы то ни было: с папой, бабушкой, воспитательницей, психологом. Ни в коем случае не надо демонстрировать жалость к ребенку, который начинает ходить в садик.
Если мы обсуждаем садик в присутствии ребенка, лучше продемонстрировать гордость его новым статусом. Фокусируйтесь не на том, плакал ли он в саду, а на том, чему он там научился, что смог сделать, слепил, нарисовал и т.п.
Что рассказать малышу про садик
Можно начать примерно так:
«Все дети подрастают и начинают ходить в садик. Теперь ты уже большой и тоже туда будешь ходить. Детский сад – это такой особый дом. Там всё для детей – много игрушек, книжек, карандашей. Дети там играют, гуляют и занимаются. У тебя там будет своя кроватка, свой шкафчик… В детском саду дети остаются с воспитателями. Такие правила: детский сад только для ребят, родителям здесь оставаться нельзя. Пока родители на работе, воспитатели заботятся о детях, водят их гулять, помогают им раздеться, играют с ними.»
Расскажите, что будет происходить, причем подробно и детально. Общие слова «там будет весело» мало что расскажут о том, что ребенку предстоит. Пройдитесь по распорядку дня: завтрак, занятия, игры, прогулки, дневной сон и так далее.
При этом не забудьте обратить внимание на всяческие «деликатные» моменты, в частности туалет. Скажем, вопрос о том, кто в саду вытирает детям попу, может оказаться гораздо важнее, чем игры или занятия.
Подумайте, что любит ваш малыш, и расскажите, как он сможет этим заниматься в саду. Например, если он с удовольствием играет в машинки, можно сказать, что в саду есть много игрушечных автомобилей, а группа такая большая, что катать их очень интересно. А если малыш любит играть в песок, непременно стоит разрекламировать отличную песочницу детского сада.
Скорее всего, одного рассказа будет недостаточно. Информации слишком много, и перемены в жизни слишком глобальны, чтобы этим можно было ограничиться. Так что подобный разговор имеет смысл повторить, возможно, несколько раз, а также устроить игру «в детский сад».
Начало посещения детского сада – одно из самых больших изменений в жизни ребенка. Меняется обстановка, режим, круг общения, появляются новые правила. Естественно, что к этим новым условиям необходимо приспособиться. Такое приспособление и называют адаптацией. Адаптация требует больших физических и эмоциональных усилий, что отражается на самочувствии и состоянии ребенка.
Что нормально на этапе привыкания к саду?
Порой на этапе адаптации ребенок испытывает сильное эмоциональное переутомление, перевозбуждается. Одни дети много плачут, стремятся к контакту с взрослыми, другие, наоборот, как будто закрываются. Из-за стресса ребенок может начать чаще болеть. Может нарушиться сон и в целом эмоциональное состояние ребенка. Так же может ухудшиться аппетит – первое время многие не едят в саду.
Процесс адаптации состоит из трех этапов. Его можно сравнить с началом семейной жизни. Когда мы только начинаем супружескую жизнь, то смотрим на супруга через розовые очки и всячески восхищаемся, какое счастье нам досталось. Это первый этап адаптации. Нечто подобное может происходить и в саду: новые игрушки, разнообразные впечатления... Ребенок с удовольствием ходит в сад и с нетерпением ждет следующего дня.
Затем наступает второй этап, когда замечаются только отрицательные моменты. В семейной жизни в это время мы замечаем всё, что игнорировали раньше: оказывается, наш чудесный супруг неправильно закручивает зубную пасту, храпит или обладает еще какими-нибудь непростительными недостатками. Так же и ребенок в саду замечает то, на что раньше не обращал внимания. Он начинает капризничать, отказывается ходить в сад.
На третьем этапе приобретается баланс: мы понимаем положительные и негативные стороны, но в целом нам комфортно, мы научились справляться с недостатками. То есть успешная адаптация не означает, что ребенку в саду все нравится! (Это как со счастливым браком – дело же не в том, что нам в супруге все нравится; другое дело, что мы принимаем его особенности.)
Продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться от нескольких недель до двух месяцев. В некоторых случаях она может затянуться до полугода (это тяжелая адаптация).
Прежде всего на этом этапе ребенку необходим эмоциональный контакт и поддержка! Ласковые прикосновения, объятия, теплые слова помогают малышу справиться с разлукой. Если ребенок начинает проситься на руки, полежать рядом и т.д., очень важно удовлетворить эту потребность.
Также важно сохранять терпеливое и спокойное отношение. Когда в ответ на вопрос «А ты за мной придешь?» мама обнимает ребенка и спокойно отвечает: «Ну конечно, после прогулки я за тобой приду», это помогает обрести уверенность. Не надо говорить ребенку: «Я скоро приду». Скоро – понятие растяжимое. Лучше дать конкретные ориентиры: «Вы сходите на занятия, погуляете, и я за тобой приду».
Для успешной адаптации важна стабильность. Привычным ритуалом может стать сбор в садик: вечером готовим одежду, выбираем игрушку.
Часто нам хочется скрасить тяжелую жизнь малыша, привыкающего к саду, и мы начинаем его развлекать: цирки, детские праздники и т.д. Но результат может быть противоположным: новые впечатления усилят эмоциональные нагрузки. На время привыкания к саду лучше отложить кино и цирки.
Многие родители замечают, что иногда ребенок легко остается в саду, а порой плачет. Понаблюдайте, с чем это связано. Некоторым детям некомфортно, когда в группе еще никого нет, другим труднее, если народу много. Привлекайте разных членов семьи к сопровождению ребенка в сад. Бывает, что ребенок по-разному себя ведет с разными взрослыми: спокойно остается, если его приводит мама, но при бабушке горько плачет. Дети знают, кто из родственников самый сердобольный и непременно посочувствует его тяжелой судьбе.
Часто на этапе адаптации детям помогают какие-то предметы. Это могут быть привычные игрушки, вещи, принадлежащие маме и т.п.
Конечно, подготовить ребенка к саду очень важно, но адаптация к саду всё равно будет сопряжена с некоторым уровнем стресса. Эмоциональные нагрузки у ребенка, которого готовили к саду, будут ниже, но полностью избежать негативных моментов вряд ли удастся. Так что давайте рассматривать посещение сада как первый важный этап на пути к взрослению и показатель того, что ваш ребенок становится всё более самостоятельным!
Педагог-психолог Горбачева Е.М.
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не, в коем случае не бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. Здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части. На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому, что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Соблюдайте правила дорожного движения!
БЕРЕГИТЕ ЖИЗНЬ СВОИХ ДЕТЕЙ!
Подготовила воспитатель старшей группы - Сытник Г.Н.
Если у вас гиперактивный ребенок!
Гиперактивный ребенок является настоящим испытанием для родителей. Часто, кажется, что такие дети неуправляемы. И все же, если при воспитании такого ребенка систематично придерживаться некоторых рекомендаций, то можно успешно корректировать его поведение.
Как же понять, что Ваш ребенок гиперактивный?
Как правило, гиперактивный дети:
много и быстро говорят, «глотают» слова, не дослушивают, перебивают, задают много вопросов и редко выслушивают ответы
— находятся в постоянном движении, с трудом себя контролируют. Даже когда они переутомились, продолжают двигаться, а совсем истощившись, плачут, впадают в истерику;
— очень слабо реагируют на запреты. И независимо того места, где они находятся, ведут себя одинаково активно;
— достаточно часто провоцируют конфликты, т.к. не умеют сдерживать агрессию, кусаются, дерутся, царапаются.
Причина гиперактивности до сих пор не выяснена, но большинство специалистов склоняются к тому, что данное свойство поведения ребенка связано с не очень гладким появлением на свет либо нарушениями в грудничковом возрасте. К группе риска относят дети, которые родились с применением кесарева сечения, тяжелых родов, малыши-искусственники, недоношенные и родившиеся с маленьким весом дети. Даже, если признаки гиперактивного поведения у малыша не исчезли после года, в этом нет ничего страшного. Их можно привести в норму, уделяя должное внимание и используя правильный подход.
Гиперактивному ребенку лечение совершенно ненужно. Необходимо просто избавить его от излишней активности. Для этого целесообразно создать определенные условия жизни, такие как четкий режим дня (с обязательными длительными прогулками на свежем воздухе), спокойная и доброжелательная психологическая обстановка в семье. Если родители такого ребенка сами - очень неуравновешенны и эмоциональны, то им пора начинать работать и над собой.
Конечно, работа с гиперактивными детьми – дело непростое. Ведь малыш не виноват в том, что он такой "живчик", поэтому его совершенно бесполезно ругать, наказывать, устраивать бойкоты. Такими методами можно добиться только снижения у него самооценки, чувства вины, уверенности в том, что он "неправильный", не может угодить маме и папе. Первоочередная задача родителей гиперактивного ребенка - научить его управлять собой. Контролировать свои эмоции ему могут помочь "агрессивные" игры. Негативные эмоции ребенок может выплескивать на неживые предметы – бить, пинать их. Однако необходимо объяснить ему, что его агрессия не должна касаться людей, животных, растений. Такому ребенку крайне необходимо выплескивать энергию наружу, его только надо научить делать это.
В работе с гиперактивными детьми и их воспитании избегайте 2-х крайностей – предъявления ему слишком высоких требований и чрезмерной мягкости. Ни в коем случае не допускайте вседозволенности. Такому малышу должны быть четко разъяснены все правила поведения в разных ситуациях. Тем не менее, число запретов, ограничений следует свести к минимуму. Также не забывайте хвалить ребенка, когда он доведет начатое дело до конца. На примере простых дел необходимо научить его правильно распределять силы. Необходимо оберегать малыша от переутомления, избыточных количеством впечатлений, избегать мест большого скопления людей.
Гиперактивный дети должны как можно больше двигаться, т.к. недостаточная физическая активность тоже может быть причиной повышенной возбудимости.
Чрезмерно активному малышу необходимо придерживаться золотой середины в питании, т.е. есть меньше жареного, соленого, острого, копченого, а больше тушеного, вареного, свежих фруктов и овощей. Также важным правилом является то, что никогда не надо заставлять ребенка кушать, если он отказывается.
И напоследок, совет – отдайте ребенка в спортивную секцию. Она может стать для Вас просто панацеей!
Материал подготовила воспитатель старших групп - Сытник Г.Н.