Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива ДОУ направлена на осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса мы включаем:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
- меры по охране труда и техники безопасности;
- меры по электробезопасности
Работу по обеспечению безопасности строим по таким разделам:
1. Создание нормативно – правовой базы.
2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
3. Работа с персоналом.
4. Работа с родителями.
5. Работа с детьми.
В дошкольном учреждении создана нормативно-правовая база, включающая:
• законодательные и нормативные документы по антитеррористической защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности» от 05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 №35- ФЗ, Указ президента РФ от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», приказы, инструктивные письма вышестоящих организаций)
• нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в учреждении.
• информационные документы (инструкции, памятки, обращения, информация).
Разработан и согласован паспорт безопасности.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана программа производственного контроля.
Все сотрудники имеют справки об отсутствии судимости.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности, охране труда, электробезопасности.
По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:
1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности сотрудников по обеспечению режима безопасности в ДОУ, назначены ответственные лица.
2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы пожарной сигнализации, подписан контракт на обслуживание.
3. Приказ об организации эвакуации детей и сотрудников.
4. Приказ о противопожарном режиме.
5. Приказы о назначении ответственных лиц за противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности, за тепловой режим, электрооборудование.
6. Разработан план мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
7. Разработан план эвакуации.
8. Разработаны и утверждены инструкции:
9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное время пропускной режим на территорию дошкольного учреждения осуществляется ответственным лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (завхоз, дежурный адинистратор, определена периодичность осмотра территории.
Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители. Входные и эвакуационные двери металлические и деревянные. Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный персонал и сотрудники пищеблока.
Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за санитарно-гигиеническим состоянием групповых, музыкального зала, спортивной комнаты, а также пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности.
Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по устранению недостатков.
Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных предметов и ситуации осуществляется дворником,завхозом, помощниками воспитателя, заведующим и сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.
С целью укреплённости и защищённости учреждения территория ДОУ закрывается на замок.
Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.
Над входами усилено уличное освещение.
Одним из самых важных направлений работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:
1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на каждого педагога с ознакомлением под роспись.
3. В группах для педагогов и на рабочих местах других категорий сотрудников имеются памятки по действиям при возникновении угрозы террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная работа.
4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с педагогами ипомощниками воспитателя проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий, экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом назначаются ответственные лица.
6. Имеется информационные стенды по пожарной и антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных служб, инструкции и памятки.
7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а также посещением в вечернее время.
8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.
С воспитанниками детского сада также ведётся работа по формированию у них безопасного поведения. Работа проводится по программе Н. В. Вераксы «От рождения до школы» по разделу «Безопасность» в форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и тематических занятий.
Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения, памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания нельзя приводить в детский сад.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно - правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно - технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций"
Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения - это прежде всего:
Нормативно-правовое обеспечение
Научно-методическое сопровождение
Разработка методических рекомендаций
Для реализации поставленных задач в учреждении создана оптимальная структуру управления ДОУ: совершенствованы механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовано распределение обязанностей, усовершенствовано планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разработаны и внедрены методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, обучены целевые группы (руководитель, медицинский персонал, воспитатели, воспитанники) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.
В детском саду обеспечена организация номенклатуры деятельности - сформирован перечень нормативно-правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Организация охраны труда регламентируется основными нормативными документами:
Устав МБДОУ детский сад "Сказка"
Коллективный договор
Правила внутреннего трудового распорядка.
Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.
План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности (составляется на учебный год)
На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно-распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты дошкольного учреждения, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.
Актуальные аспекты безопасности, решаемые в ДОУ
Физическая безопасность - обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно - образовательного процесса.
В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно - образовательного процесса:
разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций
разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;
для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.
Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.
ДОУ охраняется предприятием, имеющим соответствующие разрешительные документы.
Пожарная безопасность - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами и уполномоченными государственным органом. В нашем ДОУ разработано:
Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности
Противопожарный режим
План противопожарных мероприятий
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
вопросы рассматриваются на педагогических советах;
создана соответствующая развивающая среда;
разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности;
ежемесячно проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала ДОУ;
ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности.
Дорожная безопасность - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Субъектами, осуществляющими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, являются: подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Для достижения поставленной задачи главная роль отводится педагогам и родителям. От того, насколько сами они будут подготовленными, очень многое зависит. Так, взрослые должны знать:
правила дорожного движения, относящиеся к движению пешеходов, велосипедистов, перевозке пассажиров;
основные дорожные знаки, касающиеся участников дорожного движения;
сигналы светофора, регулировщика;
требования безопасности при перевозке групп детей автобусами, при движении колонной.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона. Для этого в учреждении:
созданы необходимые условия для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасности дорожного движения;
в летний период функционирует центр межгруппового взаимодействия "Зеленый огонек", деятельность которого направлена на воспитание транспортной культуры у детей и формированию навыков безопасного поведения на улице
создан Паспорт дорожной безопасности ДОУ;
проводятся разнообразные мероприятия для педагогов и родителей по безопасности дорожного движения.
Понятие "безопасность"включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:
Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.
Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.
Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.
Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей.
Нормативно – правовая база по безопасности образовательных учреждений
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень
Нормативно-правовые акты по безопасности федерального уровня:
Приказ от 1 октября 1990 г. № 639 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ И ВОСПИТАННИКАМИ В СИСТЕМЕ ГОСОБРАЗОВАНИЯ СССР" (скачать)
Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (скачать)
Закон "Об образовании" ст. 2, 19, 32, 51
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (скачать)
Федеральный закон от 15.11.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (скачать)
Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (скачать)
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (скачать)
Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", ст.9
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (скачать)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2005 г. N 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях»(скачать)
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (скачать)
Конвенция о правах ребёнка, ст. 6 и 28
Конституция РФ ст. 20, 22, 38, 72
Региональный уровень
Приказы министерства образования Нижегородской области:
Приказ от 09.12.2010 № 772 Об обеспечении безопасности функционирования образовательных учреждений и проведения массовых мероприятий с детьми в каникулярный (праздничный) период (скачать)
Приказ от 24.12.2010 № 1528 Об обеспечении безопасности функционирования образовательных учреждений (скачать)
Приложение: Схема информирования о случаях возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также о нарушениях режима работы образовательного учреждения (скачать)
Приказ от 03.02.2012 № 263 Об изучении деятельности (скачать)
Письма министерства образования Нижегородской области:
Письмо от 14.12.2009 №316-01-52/4078 О направлении письма ГУВД по Нижегородской области для организации работы (скачать)
Письмо от 23.12.2009 № 316-01-52/4193 Об обеспечении безопасности праздничных мероприятий (скачать)
Письмо от 15.02.2010 № 316-01-52/458 Об организации обучения руководителей образовательных учреждений (скачать)
Письмо от 09.03.2010 № 316-01-52/702 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 06.04.2010 № 316-01-52/1150 О мерах по предотвращению террористических актов (скачать)
Письмо от 14.04.2010 №316-01-52-1331 О проведении информационной кампании по предупреждению детского травматизма на энергообъектах(скачать)
Письмо от 25.05.2010 №316-01-52-2026 О проведении целевых профилактических Мероприятий "Внимание – дети!" (скачать)
Письмо от 27.07.2010 № 316-01-52-2999 Об организации работы по антитеррористической безопасности (скачать)
Письмо от 06.08.2010 № 316-01-52-3120 Об обеспечении безопасности образовательных учреждений (скачать)
Письмо от 28.10.2010 № 316-01-52/4135 О дежурстве в выходные и праздничные дни (скачать)
Письмо от 12.11.2010 № 316-01-52-4322 О мерах по предотвращению террористических актов (скачать)
Письмо от 27.01.2011 № 316-01-52-202/11 О принятии мер, направленных на усиление антитеррористических актов (скачать)
Письмо от 17.02.2011 № 316-01-52-502/11 О своевременном информировании (скачать)
Письмо от 10.03.2011 № 316-01-52-826/11 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 20.05.2011 № 316-01-2-2265/11 Об обеспечении безопасности образовательных учреждений в пожароопасный период (скачать)
Письмо от 10.06.2011 № 316-01-52-2705/11 О дежурстве в выходные и праздничные дни (скачать)
Письмо от 18.07.2011 №316-01-52-3350/11 О принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений (скачать)
Письмо от 18.08.2011 № 316-01-52-3813/11 О паспортах комплексной безопасности ОУ (скачать)
Письмо от 14.10.2011 №316-01-52-4531/11 О сохранении жизни и здоровья детей (скачать)
Письмо от 24.10.2011 №316-01-52-4649/11 О проведении третьего этапа Всероссийского профилактического мероприятия "Внимание - дети!"(скачать)
Письмо от 20.02.12 №316-01-52-459\12 О проведении информационной кампании по предупреждению детского травматизма на энергообъектах (скачать)
Методические рекомендации, презентации
Перечень методических рекомендаций по безопасности:
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации. N 03-1423 от 4 июня 2008 года. (скачать)
Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан. Вопросы и ответы. Брошюра национального антитеррористического комитета. – М., 2008. (скачать)
Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). – М., 2011. (скачать)
Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения. (скачать)
Грипп симптомы и профилактика (июль 2020)
О значении гигиенических процедур в период пандемии коронавируса (июль 2020)
О профилактике расстройств зрения у детей
О рекомендациях как выбрать антисептик против коронавируса
О рекомендациях как говорить с детьми о коронавирусе
О рекомендациях как защитить детей от коронавируса в период снятия ограничений
О рекомендациях как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома
О рекомендациях по дезинфекции жилых помещений в период пандемии коронавируса
О рекомендациях по ограничению использования гаджетов
О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции
Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе
Специальная памятка для детей и родителей ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И ПОСЛЕ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ (октябрь 2021)
Памятка по короновирусу (17.03.2020г)
Памятка по короновирусу (04.02.2020г)
Гигиена при гриппе, коронавирусной инфекции и других ОРВИ (04.02.2020г)
Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции(04.02.2020г)
Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)(04.02.2020г)
Грипп, коронавирус, другие ОРВИ - поможет маска!(04.02.2020г)
Как защититься от коронавируса(04.02.2020г)
Осторожно Микроспории (декабрь 2019)
Памятки по Микроспории (декабрь 2019)
Если у ребёнка лишай (декабрь 2019)
Что есть зимой, чтобы сохранить силы и не набрать вес? (декабрь 2019)
Проблемы современного питания (декабрь 2019)
Здоровое питание детей (декабрь 2019)
Памятка для населения по профилактике гриппа (октябрь 2019)
Готовимся к школе (сентябрь 2019)
Что такое педикулёз? (сентябрь 2019)
Лихорадка Западного Нила – возвращающаяся инфекция (сентябрь 2019)
ОСТОРОЖНО!!! Энтеровирусная инфекция
Профилактика воздушно-капельных инфекций.
Профилактика инфекционных заболеваний с фекально-оральным механизмом передачи (кишечные инфекции).
Памятка по повышению бдительности
Памятка по нахождению у водоёма
Памятка по пожарной безопасности