Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Педагог-психолог

Горбачёва Екатерина Марковна

 

 

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://skazkabatai.ru/index.php/spec2/2-uncategorised/72-sovety-psikhologa#sigProId84792032ad

Мотивационная готовность к школе читать...

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://skazkabatai.ru/index.php/spec2/2-uncategorised/72-sovety-psikhologa#sigProId221f9e522f

psih 180521 Готовим руку к письму

konsultacija-321Готов ли ваш ребенок стать первоклассником

 

Адаптация к детскому саду

1. Как подготовить ребенка к саду?

Cкачать PDFadobe-pdf-icon

Известно, что для успешной адаптации к детскому саду ребенок должен быть к нему готов. Давайте разберемся, что же входит в эту готовность и как помочь ребенку подготовиться к садику.

Опыт пребывания в новых ситуациях

Детям, которые уже оказывались в новой обстановке, в саду адаптироваться проще. Если же ваш малыш почти постоянно находится в одной и той же привычной обстановке, детский сад резко изменит знакомый образ жизни, и уровень стресса будет выше.

Если ваш ребенок растет в стабильной и редко меняющейся обстановке, при подготовке к саду вы можете:

- Дать ребенку больше времени на знакомство с садом. (Рассмотрите здание сада снаружи, погуляйте вокруг, понаблюдайте за детьми на прогулке.)

- Поискать возможность сменить привычную обстановку: сходите в гости, на детский праздник, на новую детскую площадку. При этом не торопите ребенка. Может быть, в первый раз он просто понаблюдает за происходящим.

Опыт общения с посторонними взрослыми

Если практически всё время ребенок проводил исключительно с мамой, остаться с воспитателем ему будет гораздо сложнее. Ребенок, которого иногда оставляют с другими взрослыми – папой, бабушкой, дедушкой, другими родственниками – в большей степени готов принять нового взрослого.

Если у вашего ребенка мало опыта общения с другими взрослыми, вы можете:

- Попробовать ненадолго оставлять ребенка с кем-то из членов семьи. При этом важно предупредить ребенка заранее, но не уговаривать, а в мягкой и доброжелательной

форме поставить перед фактом: «Завтра я пойду в магазин, а с тобой в это время останется бабушка».

- Понемногу знакомить с новыми взрослыми: ходить в гости, в группы развития и т.д. Можно сначала приглашать их к себе домой, а потом уже общаться на новой территории.

Опыт расставания с близкими

Были ли в жизни ребенка от 7–8 месяцев до недавнего прошлого какие-то расставания с близкими, которые он перенес крайне болезненно? Переживал ли он неожиданные разлуки, о которых не получилось предупредить заблаговременною. Даже если у ребенка не сохранилось осознанных воспоминаний, новое расставание может пробудить те сильные чувства, которые он когда-то испытывал.

Если у вашего ребенка в прошлом были какие-то болезненные переживания, связанные с расставаниями, особенно неожиданными, вы можете:

- Постараться максимально создать ощущение стабильности и предсказуемости окружающего мира. Предупреждайте его обо всех предстоящих событиях: если вы уходите, если приходит новый человек, если что-то изменится в режиме дня – обо всем этом важно сказать ребенку заранее.

- Для ощущения стабильности в этом возрасте очень важны привычные ритуалы – то есть регулярно повторяющиеся действия. Скажем, каждый вечер ребенок укладывается спать, и каждый вечер мама купает его, потом читает ему сказку, потом целует на ночь. Понаблюдайте, есть ли такие привычные ритуалы в жизни ребенка, и если у вас всё в семье спонтанно, можно подумать, в каких ситуациях их стоит ввести.

- Обращайте особое внимание на эмоциональный и физический контакт с ребенком: обнимайте его, гладьте перед сном, говорите: «Я так тебя люблю, ты мой любимый сыночек».

Игра в жизни ребенка

Умеет ли ребенок играть? Может ли ребенок самостоятельно себя занять или он постоянно нуждается в компании взрослого? У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает проще.

Если ваш ребенок не играет самостоятельно, вы можете:

- Показывать ребенку, как играть с кубиками, машинками, куклами, пирамидками, и ненадолго оставлять его играть самостоятельно.

- Учить его придумывать игры самостоятельно. Спросите его: «Во что мы будем играть?» и играйте вместе в то, что он придумывает.

- Если обычно вы находитесь рядом, постепенно увеличивайте время, когда ребенок занимает себя сам. Возможно, вы начнете с 5–10 минут.

Навыки самообслуживания

Может ли ребенок себя обслужить? Умеет ли он сам есть, одеваться, проситься в туалет? Составьте для себя примерный перечень навыков, которым вам необходимо научить ребенка перед садом, и определите, в какой последовательности вы будете это делать.

Подберите ребенку для сада такую одежду, чтобы он мог ее самостоятельно снимать и надевать. Желательно, чтобы на ней не было сложных застежек или завязок.

Тапочки на липучках для малыша предпочтительнее, чем на шнурках.

Режим дня

Сравните режим сада с вашим привычным ритмом жизни. В идеальном варианте хорошо бы заранее приучить ребенка к режиму детского сада.

Один из наиболее проблемных моментов – это количество сна. Часто бывает, что, собираясь в сад, мы поднимаем малыша раньше, но укладываем по-прежнему, и он не высыпается.

В детском саду обязательным является тихий час. Если ваш малыш днем не спит или же время его дневного сна сильно отличается от садовского, важно начать вводить в ваш режим дня небольшой послеобеденный отдых.

Возможно, у вас в семье есть какие-то привычные ритуалы или действия, от которых вы планируете постепенно отказаться (например, ваш ребенок еще на грудном вскармливании). Казалось бы, проще всего произвести революцию: и в сад отдать, и от груди отлучить заодно. Однако это не так: когда ребенок сталкивается с несколькими переменами сразу, уровень стресса при этом существенно повышается.

Поэтому лучше решать эти задачи постепенно.

Не нужно объяснять ребенку, что все нововведения предназначены для подготовки к саду: «Вот пойдешь в сад, а там…». Ребенок идет в сад, потому что он растет, становится большим. Так что лучше объяснять все изменения именно тем, что ребенок растет: «Теперь ты уже большой и можешь пить из чашки, а не из бутылочки».

2. Как разговаривать с ребенком про детский сад

Cкачать PDFadobe-pdf-icon

Наши слова оказывают большое влияние на то, какой образ детского сада сложится у ребенка, как он будет настраиваться и привыкать. Давайте посмотрим на самые распространенные фразы, которые чаще всего мы произносим, и подумаем, как они влияют на детей.


«Детский сад – это твоя работа»

Часто, стремясь объяснить ребенку, что детский сад – это его обязанность, мы сравниваем его с работой: «Папа ходит на работу, и мама тоже, вот и тебе тоже нужно». При этом детский сад кажется каким-то унылым учреждением, которое посещают только из чувства долга.

Конечно, важно объяснить необходимость посещения сада. Самый простой вариант такой: ребенок идет в сад, потому что он большой! Он растет, у него появляются новые возможности и обязанности – ведь малыши в садик не ходят!


«Ну что, пойдешь завтра в сад?» или «Хочешь в сад?»

Конечно, нам хочется заручиться согласием ребенка. Но, задавая такой вопрос, мы невольно подразумеваем, что посещение сада – это вопрос личного выбора: хочу – хожу, не хочу – не хожу. В разговорах про садик лучше избегать любой неопределенности. Также не нужно спрашивать у ребенка разрешения: «Можно мама пойдет на работу?».

Лучше говорить о предстоящем походе в сад в спокойной утвердительной форме, как о чем-то, что не обсуждается: «Завтра мы собираемся в сад. Пойдем выберем, какое платье ты наденешь».


«Вот посмотри, на площадке никого из детей нет – все в саду!»

Порой, стремясь помочь ребенку привыкнуть к саду, мы начинаем вести с ним разъяснительные беседы. При этом совсем непонятно, какого результата мы ожидаем. Неужели здравомыслящий человек трех лет от роду, выслушав наши разумные аргументы, в один прекрасный момент, когда мы будем особенно убедительны, скажет: «Да, мама, ты права. Завтра я намерен пойти в сад»? Излишние уговоры и объяснения могут оказать воздействие, прямо противоположное ожидаемому: ребенку становится понятно, что тема садика является для взрослых крайне важной и эмоционально нагруженной, что никоим образом не способствует желанию ходить в сад.

Также не нужно приводить в пример других детей: «Вот посмотри на Катю, какая молодец, не плачет!».


«Будешь плохо себя вести – пойдешь в сад!»

Если вы хотите, чтобы ребенок относился к пребыванию в детском учреждении положительно, ни в коем случае нельзя использовать сад как меру наказания, пугать ребенка садом или угрожать им.

Порой родители используют финансовые аргументы: «Я не смогу пойти на работу и не куплю тебе куклу!» или даже «Нам нечего будет кушать!». Трехлетнему ребенку понять такие денежные доводы довольно сложно, однако он прекрасно «считывает» ощущение тревоги и даже опасности, связанное с темой детского сада.


«Скоро в сад, там очень весело и много друзей!»

- настраиваем мы малыша. И он приходит в сад, полный самых радужных ожиданий, и неожиданно обнаруживается, что далеко не всё там весело, приходится слушаться воспитателя, делиться игрушками, да и другие дети почему-то не торопятся с ним дружить.

Конечно, не нужно рассказывать ребенку, что в саду сплошная грусть и печаль. Но и создавать у него нереалистических ожиданий не стоит.


«А Сережа у нас сегодня опять плакал в саду…»

Категорически не следует обсуждать вопросы адаптации ребенка в его присутствии с кем бы то ни было: с папой, бабушкой, воспитательницей, психологом. Ни в коем случае не надо демонстрировать жалость к ребенку, который начинает ходить в садик.

Если мы обсуждаем садик в присутствии ребенка, лучше продемонстрировать гордость его новым статусом. Фокусируйтесь не на том, плакал ли он в саду, а на том, чему он там научился, что смог сделать, слепил, нарисовал и т.п.


Что рассказать малышу про садик

Можно начать примерно так:

«Все дети подрастают и начинают ходить в садик. Теперь ты уже большой и тоже туда будешь ходить. Детский сад – это такой особый дом. Там всё для детей – много игрушек, книжек, карандашей. Дети там играют, гуляют и занимаются. У тебя там будет своя кроватка, свой шкафчик… В детском саду дети остаются с воспитателями. Такие правила: детский сад только для ребят, родителям здесь оставаться нельзя. Пока родители на работе, воспитатели заботятся о детях, водят их гулять, помогают им раздеться, играют с ними.»

Расскажите, что будет происходить, причем подробно и детально. Общие слова «там будет весело» мало что расскажут о том, что ребенку предстоит. Пройдитесь по распорядку дня: завтрак, занятия, игры, прогулки, дневной сон и так далее.

При этом не забудьте обратить внимание на всяческие «деликатные» моменты, в частности туалет. Скажем, вопрос о том, кто в саду вытирает детям попу, может оказаться гораздо важнее, чем игры или занятия.

Подумайте, что любит ваш малыш, и расскажите, как он сможет этим заниматься в саду. Например, если он с удовольствием играет в машинки, можно сказать, что в саду есть много игрушечных автомобилей, а группа такая большая, что катать их очень интересно. А если малыш любит играть в песок, непременно стоит разрекламировать отличную песочницу детского сада.

Скорее всего, одного рассказа будет недостаточно. Информации слишком много, и перемены в жизни слишком глобальны, чтобы этим можно было ограничиться. Так что подобный разговор имеет смысл повторить, возможно, несколько раз, а также устроить игру «в детский сад».

3. Что такое адаптация?

Cкачать PDFadobe-pdf-icon

Начало посещения детского сада – одно из самых больших изменений в жизни ребенка. Меняется обстановка, режим, круг общения, появляются новые правила. Естественно, что к этим новым условиям необходимо приспособиться. Такое приспособление и называют адаптацией. Адаптация требует больших физических и эмоциональных усилий, что отражается на самочувствии и состоянии ребенка.

 

Что нормально на этапе привыкания к саду?

Порой на этапе адаптации ребенок испытывает сильное эмоциональное переутомление, перевозбуждается. Одни дети много плачут, стремятся к контакту с взрослыми, другие, наоборот, как будто закрываются. Из-за стресса ребенок может начать чаще болеть. Может нарушиться сон и в целом эмоциональное состояние ребенка. Так же может ухудшиться аппетит – первое время многие не едят в саду.

Процесс адаптации состоит из трех этапов. Его можно сравнить с началом семейной жизни. Когда мы только начинаем супружескую жизнь, то смотрим на супруга через розовые очки и всячески восхищаемся, какое счастье нам досталось. Это первый этап адаптации. Нечто подобное может происходить и в саду: новые игрушки, разнообразные впечатления... Ребенок с удовольствием ходит в сад и с нетерпением ждет следующего дня.

Затем наступает второй этап, когда замечаются только отрицательные моменты. В семейной жизни в это время мы замечаем всё, что игнорировали раньше: оказывается, наш чудесный супруг неправильно закручивает зубную пасту, храпит или обладает еще какими-нибудь непростительными недостатками. Так же и ребенок в саду замечает то, на что раньше не обращал внимания. Он начинает капризничать, отказывается ходить в сад.

На третьем этапе приобретается баланс: мы понимаем положительные и негативные стороны, но в целом нам комфортно, мы научились справляться с недостатками. То есть успешная адаптация не означает, что ребенку в саду все нравится! (Это как со счастливым браком – дело же не в том, что нам в супруге все нравится; другое дело, что мы принимаем его особенности.)

Продолжительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться от нескольких недель до двух месяцев. В некоторых случаях она может затянуться до полугода (это тяжелая адаптация).

4. Как помочь ребенку на этапе адаптации

Cкачать PDFadobe-pdf-icon

Прежде всего на этом этапе ребенку необходим эмоциональный контакт и поддержка! Ласковые прикосновенияобъятия, теплые слова помогают малышу справиться с разлукой. Если ребенок начинает проситься на руки, полежать рядом и т.д., очень важно удовлетворить эту потребность.

Также важно сохранять терпеливое и спокойное отношение. Когда в ответ на вопрос «А ты за мной придешь?» мама обнимает ребенка и спокойно отвечает: «Ну конечно, после прогулки я за тобой приду», это помогает обрести уверенность. Не надо говорить ребенку: «Я скоро приду». Скоро – понятие растяжимое. Лучше дать конкретные ориентиры: «Вы сходите на занятия, погуляете, и я за тобой приду».

Для успешной адаптации важна стабильность. Привычным ритуалом может стать сбор в садик: вечером готовим одежду, выбираем игрушку.

Часто нам хочется скрасить тяжелую жизнь малыша, привыкающего к саду, и мы начинаем его развлекать: цирки, детские праздники и т.д. Но результат может быть противоположным: новые впечатления усилят эмоциональные нагрузки. На время привыкания к саду лучше отложить кино и цирки.

Многие родители замечают, что иногда ребенок легко остается в саду, а порой плачет. Понаблюдайте, с чем это связано. Некоторым детям некомфортно, когда в группе еще никого нет, другим труднее, если народу много. Привлекайте разных членов семьи к сопровождению ребенка в сад. Бывает, что ребенок по-разному себя ведет с разными взрослыми: спокойно остается, если его приводит мама, но при бабушке горько плачет. Дети знают, кто из родственников самый сердобольный и непременно посочувствует его тяжелой судьбе.

Часто на этапе адаптации детям помогают какие-то предметы. Это могут быть привычные игрушки, вещи, принадлежащие маме и т.п. 
Конечно, подготовить ребенка к саду очень важно, но адаптация к саду всё равно будет сопряжена с некоторым уровнем стресса. Эмоциональные нагрузки у ребенка, которого готовили к саду, будут ниже, но полностью избежать негативных моментов вряд ли удастся. Так что давайте рассматривать посещение сада как первый важный этап на пути к взрослению и показатель того, что ваш ребенок становится всё более самостоятельным! 

Педагог-психолог Горбачева Е.М.


 

 

 decorative-line-1 9 orig0411a

Родительское собрание у Сытник Г.Н. с Горбачевой Е.М. 03/04/2018г

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
http://skazkabatai.ru/index.php/spec2/2-uncategorised/72-sovety-psikhologa#sigProId79d543592e