Версия для слабовидящих:
Для увеличения размера текста нажмите на клавиатуре одновременно клавиши "Ctrl" и "+"

Мир открытий

Апробация программы "Мир открытий" под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

на базе МБДОУ детского сада "Сказка" осуществляется воспитателем I кв. категории, магистром педагогики

Масловой Людмилой Васильевной

На сегодняшний день - площадки нет

 

Официальный сайт Центра "Школа 2000..."

Авторы: 

Петерсон Л.Г., доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат «Премии Президента Российской Федерации» в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования Российской академии государственной службы при Президент Российской Федерации, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода», Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Лыкова И.А., доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», главный редактор специализированного журнала «Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: «Цветной мир», один из авторов Примерной общеобразовательной программы «Мир открытий» и автор парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

«Мир открытий» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от рождения до семи лет. Программа разработана на основе новейших достижений современной отечественной и мировой науки о дошкольном детстве, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009).

     В основу программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в образовании на основе обшей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

В центре Программы - современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник несколько десятилетии назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и в детском саду.

    Поэтому основной задачей воспитания и образования сегодня становится сохранение (возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего.

    Ключевые слова в представлении идеального портрета Человека будущего: грамотность, созидание, саморазвитие, открытость, понимание, любовь, радость, здоровье, совесть, ответственность. При этом надо иметь в виду, что содержание этих понятий в последние годы наполнилось новыми смыслами. Так, сегодня мы понимаем грамотность не только как умение читать и писать, а как умение разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.

Принятый в Программе методологический подход показывает возможные пути придания процессу развития ребенка большей целостности и системности. В соответствии с общей теорией деятельности, процесс построения любой системы происходит в следующей последовательности:
1) подготовка места для нового элемента системы;
2) построение нового элемента и установление первичных связей с исходными элементами системы;
3) коррекция нового элемента и установление устойчивых связей между новым и исходными элементами;
4) контроль деятельности системы.

    Программа «Мир открытий» определяет чрезвычайно бережное отношение к ребенку, уважение к его индивидуальности и личности, принятие его таким, каков он есть. Изменение отношения к личности ребенка коренным образом меняет и позицию воспитателя: он теперь не транслятор знаний, которые ему надо вложить в память, а помощник, проводник каждого ребенка в мир саморазвития личности.

   Целью дошкольного образования в программе «Мир открытий» является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающем средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

   Результатом накопления многоаспектного опыта в сознании ребенка является целостная картина мира. Картина мира - это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

    Приоритетными задачами дошкольной ступени являются:
   1) создание комфортных условий жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверенности ребенка в том, что его любят, обеспечивает физическую и психологическую безопасность;
   2) создание обогащенной предметно-развивающей среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах детской деятельности, проявлению любознательности, творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
  3) организация игрового взаимодействия с другими детьми и взрослыми, направленного на ес-тественную адаптацию и социализацию ребенка в современной социально-культурной среде;
  4) содействие полноценному развитию детей на основе освоения содержания основных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастными и индивидуальными особенностями.

 Интегративной основой реализации программных целей и задач дошкольного образования в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов деятельностного метода обучения: принцип психологической комфортности, подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразуюших факторов образовательного процесса; принцип деятельности, предполагающий освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а через самостоятельное ее «открытие» и освоение детьми на предметной основе в активной деятельности; принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории саморазвития (своим темпом); принцип целостности, благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом; принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка; принцип творчества, позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности, реализующий преемственные связи между детским садом и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формировании готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.

   Таким образом, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» - это: открытие детьми мира, самого себя и других людей в этом мире в собственной деятельности (игровой, исследовательской, проектной, художественной и др.); открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности детей, ведущих их к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни; открытие для педагогов новых путей самоизменения и самореализации, новых смыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессионального); открытие для родителей возможности более глубокого понимания своих детей и видения новых смыслов в собственной судьбе.

    Детский сад сегодня призван решить задачу поистине исторического масштаба - выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство - плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный мир. И главные «игроки» на этом «поле» - дети, их родители и педагоги, которые вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества - деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования - успешной самореализации в настоящем и будущем.

Старший воспитатель 

I кв категории

Магистр образования / юриспруденции

Е.П. Масесьянц

 

Рабочая программа  МИР ОТКРЫТИЙ для средней группы А в соответствии с ФГОС 2016-2017 уч год

Межрегиональная научно-практическая конференция Реализация ФГОС: Проблемы и перспективы внедрения образовательной программы дошкольного воспитания "Мир открытий" (подробнее...)

Динамика развития

Игротерапия с песком

Игры по дороге домой

Копилка полезных советов для родителей

Общее тематическое планирование по реализации программы 2013-2016

План методической работы по освоению деятельностного метода

План работы с пед кадрами по программе Мир открытий

Предметно - развивающая среда в ДОУ

Развивающие игры для детей

Развитие навыков самообслуживания

Презентация "Пилотная площадка по программе д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон «Мир открытий»

Презентация "Цветные ладошки"